С. А. Нефедов. Теория демографических циклов и социальная эволюция древних и средневековых обществ Востока

С. А. Нефедов, Четверг 25 Май 2006 - 00:00:00

Статья опубликована в журнале «Восток», 2003, № 3. С. 5-22.
Нефедов С. А.

ТЕОРИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ И СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ OБЩЕСТВ ВОСТОКА

Теория демографических (или экологических) циклов является одним из новых направлений в социально-экономической истории; отличительная черта этого направления - использование экологических моделей популяционной динамики. Начало теории демографических циклов было положено американским биологом и демографом Раймондом Пирлом, доказавшим, что изменение численности популяций описывается так называемым логистическим уравнением[1]. Решением этого дифференциального уравнения является логистическая кривая (рис. 1). Поведение логистической кривой показывает, что поначалу, в условиях изобилия ресурсов и высокого потребления, численность популяции быстро возрастает. Однако ввиду ограниченности ресурсов этот рост сопровождается падением душевого потребления (вторая кривая на рис. 1). В реальной истории мы можем наблюдать подобную ситуацию, например, в Китае эпохи Цин; от этого времени сохранились данные, которые позволяют построить кривые роста населения и падения потребления (рис. 2). Падение потребления приводит к замедлению роста населения, и население стабилизируется вблизи асимптоты, соответствующей максимально возможной численности при минимальном потреблении. Это состояние «голодного гомеостазиса» в действительности оказывается неустойчивым; при отсутствии запасов продовольствия большой неурожай рано или поздно вызывает «демографическую катастрофу», страшный голод, сопровождаемый эпидемиями. Катастрофа означает резкое уменьшение численности населения; затем начинается период роста в новом демографическом цикле. Таким образом, с точки зрения демографии исторический процесс представляет собой последовательность демографических циклов. Зеркальным отражением демографических циклов являются циклические изменения душевого потребления, то есть циклы реальной заработной платы (рис. 3).

Существование демографических циклов в истории было доказано Вильгельмом Абелем и Майклом Постаном в 30-х годах XX века[2]. После работ этих исследователей циклическая теория получила широкое признание, ее изложение можно найти в трудах известных ученых, таких, как Ф. Бродель, Р. Камерон, Э. Ле Руа Ладюри[3].

Однако до недавнего времени изучение демографических циклов ограничивалось, в основном, Европой; и некоторыми странами Азии в новое время. Эта статья посвящена изучению демографических циклов в странах Востока в древности и в средние века. Фернан Бродель предполагал, что история Востока движется в том же ритме демографических циклов, что и история Запада, но Рондо Камерон справедливо указывал на отсутствие доказательств[4]. Это обстоятельство связано с тем, что в распоряжении историка, как правило, нет прямых данных о численности населения, и в отсутствие таких данных не существовало достаточно четкой методики выделения демографического цикла.

С целью создания такой методики, то есть определения характерных черт демографического цикла, автором была предпринята попытка конструирования математической модели, имитирующей экономические процессы, протекающие в ходе цикла[5]. В сопоставлении с данными исторических источников, имитационные эксперименты позволили определить около 40 характерных признаков демографического цикла[6]. Каждый демографический цикл начинается с периода внутренней колонизации (или периода восстановления), для которого характерны наличие свободных земель, рост населения, рост посевных площадей, строительство новых (или восстановление разрушенных ранее) поселений, низкие цены на хлеб, дороговизна рабочей силы, относительно высокий уровень потребления, ограниченное развитие городов и ремесел, незначительное развитие аренды и ростовщичества. После исчерпания ресурсов свободных земель наступает период Сжатия, для этой фазы характерны отсутствие свободных земель, высокие цены на землю, крестьянское малоземелье, разорение крестьян-собственников, распространение ростовщичества и аренды, рост крупного землевладения, низкий уровень потребления основной массы населения, падение уровня реальной заработной платы, дешевизна рабочей силы, высокие цены на хлеб, частые сообщения о голоде и стихийных бедствиях, приостановка роста населения, уход разоренных крестьян в города, где они пытаются заработать на жизнь ремеслом или мелкой торговлей, рост городов, развитие ремесел и торговли, большое количество безработных и нищих, голодные бунты и восстания, активизация народных движений под лозунгами передела собственности и социальной справедливости, попытки проведения социальных реформ с целью облегчения положения народа, ирригационные работы, направленные на увеличение продуктивности земель, поощрительная политика в области колонизации и эмиграции, внешние войны с целью приобретения новых земель и понижения демографического давления.

В конечном счете, усугубляющаяся диспропорция между численностью населения и наличными продовольственными ресурсами приводит к экосоциальному кризису; для этого периода характерны голод, эпидемии, восстания и гражданские войны, внешние войны, гибель больших масс населения, принимающая характер демографической катастрофы, разрушение или запустение многих городов, упадок ремесла и торговли, высокие цены на хлеб, низкие цены на землю, гибель значительного числа крупных собственников и перераспределение собственности, социальные реформы, в некоторых случаях принимающие масштабы революции. Известный французский демограф Альфред Сови в свое время сформулировал тезис о том, что перенаселение порождает автократию[7]. Теория демографических циклов позволяет следующим образом объяснить происхождение автократии: перенаселение порождает голод, голод порождает революцию и гражданскую войну, война порождает военную диктатуру и автократию. Однако, для того чтобы обосновать этот теоретический вывод, необходимо проследить действие этого механизма на максимально большом количестве циклов - что и является одной из задач данного исследования.

Экосоциальный кризис ослабляет государство, и оно может быть завоевано внешними врагами. Завоевание может иметь место и в фазе Сжатия; циклы, завершившиеся завоеванием, мы будем называть прерванными циклами. В некоторых случаях циклы разделяются интерциклами - периодами, когда внутренние войны и внешние вторжения препятствуют экономической стабилизации и восстановлению численности населения. Новый цикл начинается лишь после стабилизации политической и экономической обстановки.

Перечисленные выше признаки каждой стадии цикла позволяют во многих случаях выделять демографический циклы даже при отсутствии данных о численности населения. Использование этого метода позволило выделить свыше 50 демографических циклов в истории стран Востока. Необходимо учитывать, что выделение каждого цикла потребовало значительной работы по анализу социально-экономической истории конкретной страны, и мы не приводим детальных обоснований, которые имеются в статьях, посвященных этой теме[8]. В отдельных случаях удалось построить кривые потребления, которые являются «зеркальным отражением» цикла; в других случаях вывод делался по совокупности описанных выше признаков. Наконец, существуют случаи, когда имеющаяся информация оказалась недостаточной для конкретных выводов. Таким образом, здесь приводится лишь сводка сведений, призванных подтвердить тезис Фернана Броделя, о том, что история человечества состоит из демографических (популяционных) циклов - так же как история любой биологической популяции.

В процессе выделения циклов мы уделяли особое внимание политической эволюции и эволюции отношений собственности в связи с воздействием демографического фактора. Мы используем классификацию, в которой базисным элементом является частнособственническое общество[9] (общество A). Для обществ этого типа характерно наличие индивидуальной или семейной частной собственности на землю и демократическая или олигархическая форма правления. В соответствии с теорией классический демографический цикл трансформирует частнособственническое общество в этатистскую монархию - общество, характеризуемое господством автократии, государственной собственности на землю и развитой системой государственного регулирования (общество B). Этатистская монархия может сосуществовать с мелкой крестьянской собственностью, но она препятствует развитию крупной земельной собственности. Хотя в этатистской монархии часто существуют сословия, этом обществе нет значительных сословных привилегий и относительно велика социальная мобильность; сословия не имеют замкнутого характера. В литературе общества такого типа часто называют восточными деспотиями, однако многие востоковеды по понятным причинам возражают против использования этого термина[10].

Когда внешние враги (например, кочевники) завоевывают этатистскую монархию, они часто сохраняют монархическое правление и сословную структуру. Завоеватели превращаются в привилегированное военное сословие, а покоренное население становится эксплуатируемым податным сословием; таким образом, появляются большие различия в положении сословий и сословия становятся более замкнутыми. Общества такого рода мы называем сословными монархиями (общество С). В других случаях завоеватели делят страну на феоды, и появляются вассальные отношения, характерные для классического феодализма (общество D).

Кроме того, в результате ослабления государственного регулирования в этатистской монархии могут получить развитие частнособственнические отношения и может развиться крупная земельная собственность. Общества такого типа мы называем частнособственническими монархиями (общество Ab). Наконец, мы выделяем вариант феодальной монархии, когда слабая монархия сосуществует с феодальными поместьями и крупной земельной собственностью (общество Ac). Общества такого рода часто появляются как результат разложения сословных монархий.

I. Циклы в истории Месопотамии:

1. Первый шумерский цикл (до середины XXIII века до н. э.). Первичный цикл, начавшийся с процесса первоначальной колонизации и поэтому продолжавшийся значительно дольше обычного. Цикл протекал в условиях существования частнособственнического общества, функционировавшего в рамках системы городов-государств. Большая часть земли находилась во владении больших семей и могла продаваться; другая часть принадлежала крупным храмовым хозяйствам; эти земли обрабатывались «рабочими отрядами», состоявшими в значительной части из обедневших общинников. В фазе Сжатия отмечается разорение крестьян и другие классические признаки перенаселения. Цикл закончился гражданской войной, демографической катастрофой и установлением этатистской монархии. (Такую трансформацию мы обозначим AB).

2. Второй шумерский цикл (сер. XXIII – сер. XXII в. до н. э.). На протяжении этого цикла господствовала этатистская монархия. Храмовые хозяйства были подчинены царям и стали основой государственного сектора экономики, однако сохранялся и частный сектор. В фазе Сжатия отмечается разорение крестьян. Цикл был прерван варварским нашествием, и страна была завоевана варварами. Катастрофа привела к падению этатистской монархии и к возвращению к частнособственническому обществу и к политической системе городов-государств. (Такую трансформацию мы обозначим BAc. Индекс “c” означает завоевание).

3. Третий шумерский цикл (сер. XXII – кон. XXI в. до н. э). Цикл начался в условиях господства частнособственнического общества. Однако этатистская монархия уже стала социальной традицией, и поэтому реставрация монархии происходит в фазе Сжатия, еще до начала экосоциального кризиса. В этом цикле основная часть населения была сконцентрирована в “рабочих отрядах” государственно-храмовых хозяйств. Продажа земли в частном секторе была запрещена. Цикл был прерван варварским нашествием, и страна была завоевана варварами. Катастрофа привела к падению этатистской монархии и установлению системы слабых частнособственнических монархий. Храмовые хозяйства превратились в частные корпорации. (Такую трансформацию мы обозначим AcBAbc).

4. Первый старовавилонский цикл (нач. XIX – 1740-е годы до н. э.). Циклу предшествовал примерно столетний интерцикл (XX в. до н. э.). Период восстановления начался при господстве частнособственнических монархий. В фазе Сжатия имела место реставрация этатистской монархии. Как и в предыдущем цикле, большая часть населения была сконцентрирована в «рабочих отрядах» государственно-храмовых хозяйств и продажа земли была запрещена. Цикл был прерван нашествием варваров и гражданской войной, но варвары были отброшены и война закончилась победой монархии. (Трансформация AbcB).

5. Второй старовавилонский цикл (1740-е – 1590-е годы до н. э.). На протяжении этого цикла господствовала этатистская монархия. Цикл был прерван варварским нашествием, и страна была завоевана варварами. Катастрофа привела к падению этатистской монархии. Завоеватели-касситы стали привилегированным военным сословием нового общества, но власть касситских царей была слабой и монархия сосуществовала с почти независимыми городами-государствами и частной земельной собственностью. (Трансформация BAcc).

6. Средневавилонский цикл (кон. XV – 1150-е годы до н. э.). Катастрофа была более разрушительной, чем в предыдущих циклах и после нее последовал примерно двухвековой интерцикл (XVI - XV вв. до н. э.). Отмечается обрыв предшествующей социальной традиции, и этатистская монархия уже не возрождается в следующем цикле, как происходило после предыдущих катастроф. Цикл характеризуется господством феодальной монархии, храмовые хозяйства вновь превращаются в частные корпорации. Цикл был прерван варварским нашествием, Вавилон был завоеван варварами. (Трансформация отсутствует AccAcc).

7. Средневавилонский цикл в Ассирии (нач. XIV- сер. XI в. до н. э.). Ашшур не был завоеван касситами, поэтому мы рассматриваем циклы в Ассирии отдельно. С давних времен и вплоть до рассматриваемого периода Ашшур являлся городом-государством с развитыми частнособственническими отношениями. Однако в конце XIII в. до н. э. начавшееся Сжатие привело к установлению монархии и к борьбе между монархами и частнособственнической олигархией. Цикл был прерван варварским нашествием, которое привело к демографической катастрофе. (Трансформация AAb).

8. Первый ассирийский цикл (нач. IX - сер.VIII вв. до н.э.). Циклу предшествовал примерно полуторавековой интерцикл (сер. XII – нач. IX вв. до н.э.). В начале цикла, как и до катастрофы, преобладали частнособственнические отношения. В фазе Сжатия отмечаются разорение крестьян и другие признаки перенаселения. Цикл завершился гражданской войной, демографической катастрофой и установлением этатистской монархии. (Трансформация AbB).

9. Второй ассирийский цикл (сер.VIII – кон. VII вв. до н.э.). На протяжении этого цикла господствовала этатистская монархия. Цикл был прерван варварским нашествием и страна была завоевана варварами, мидянами и персами. Завоеватели переняли монархическую традицию и стали привилегированным военным сословием новой сословной монархии. (Трансформация BCc)

10. Первый нововавилонский цикл (сер. IX в. – 680-е годы до н. э.). Циклу предшествовал трехвековой интерцикл (сер. XI - сер. IX вв. до н. э.). На протяжении этого цикла в Вавилонии продолжала господствовать слабая феодальная монархия. Период Сжатия был наполнен ассирийскими вторжениями и борьбой ассирийских царей с вавилонской олигархией. Цикл был прерван ассирийским нашествием, которое привело к демографической катастрофе. (Трасформация отсутствует AccAcc).

11. Второй нововавилонский цикл (610-е – 480-е года до н.э.). Циклу предшествовал 70-летний интерцикл. В этом цикле продолжали господствовать отношения частной собственности. Цикл относительно хорошо документирован в источниках, и данные, приводимые в работах В. А. Дабберстайна и М. А. Дандамаева[11] позволяют построить кривую потребления (рис. 4). График показывают количество литров пшеницы, которое мог купить неквалифицированный рабочий на дневную зарплату и соответствует виду кривой для классического демографического цикла. В фазе Сжатия отмечаются борьба между царями и олигархией и попытки установления этатистской монархии. Эти попытки привели к установлению контроля царей над многими храмами, но олигархия обратилась за помощью к персидским царям; результатом персидского завоевания было установление сословной монархии. Восстания против персидского владычества привели к демографической катастрофе. (Трансформация AccBCc).

12. Персидский цикл (480-е-330-е годы). Персидские воины получали небольшие поместья, которые обрабатывали рабы и арендаторы. Сжатие привело к разложению военного сословия; несмотря на запреты, обедневшие воины продавали свои поместья ростовщикам. Таким образом, сословная монархия трансформировалась в общество с частнособственническими отношениями. Разложение персидского военного сословия привело к падению персидской монархии под ударами новых завоевателей - македонян. (Трансформация CcAcCc).

13. Селевкидский цикл (270-е – 130-е годы до н. э.). Циклу предшествовал шестидесятилетний интерцикл (330-е – 270-е годы до н. э.). Македоняне заменили персов в роли военного сословия сословной монархии. Сжатие привело к ослаблению этой монархии и ее медленной трансформации в общество с преобладанием частнособственнических отношений (как и в предыдущем цикле). Следствием разложения македонского военного сословия стало падение государства Селевкидов под ударами новых завоевателей - парфян. (Трансформация CcAcDc).

14. Парфянский цикл (50-е годы до н. э. – 160-е годы н.э.). Циклу предшествовал восьмидесятилетний интерцикл (130-е - 50-е годы до н. э.). Парфянское завоевание привело к упадку монархической традиции. Социальный синтез протекал в условиях преобладания парфянских кочевых традиций, и его результатом стало рождение феодального общества. Вожди знатных парфянских родов были почти независимы, собрание вождей ставило на трон царей. Простые воины получали маленькие поместья, которые обрабатывали их рыбы или арендаторы. Сжатие привело к дальнейшему ослаблению государства и феодальной анархии; в период анархии римское вторжение и эпидемия чумы вызвали демографическую катастрофу. Кризис привел к некоторому усилению монархии. (Трансформация DcAc).

15. Первый сассанидский цикл (230-е – 490-е годы). Циклу предшествовал семидесятилетний интерцикл (160-е - 230-е годы). Сжатие в конце цикла привело к социальной революции и установлению этатистской монархии. Феодальная знать была уничтожена, поместья простых воинов стали контролироваться государством. (Трансформация AcB).

16. Второй сассанидский цикл (490-е – 630-е годы). Цикл протекал в условиях господства этатистской монархии, он был прерван арабским нашествием и завоеванием страны арабами. Завоевание привело к установлению сословной монархии. (Трансформация BCc).

17. Цикл эпохи Омейядов (650-750-е годы). Арабы не раздавали земли своим воинам. Арабское военное сословие получало жалование за счет государственных налогов, собираемых с населения, поэтому налоги были очень тяжелыми. Когда население возросло и началось Сжатие, наделы крестьян уменьшились и налоги стали невыносимыми. Последовало грандиозное антиналоговое восстание, и династия Омейядов была свергнута. Восстание и гражданская война привели к демографической катастрофе. (Трансформация отсутствует CcC )

18. Первый цикл эпохи Аббасидов (750-830-е годы). Новая династия Аббасидов обманула ожидания народа и не снизила налоги. В начале IX века снова началось Сжатие, которое вновь вызвало восстания. Халиф Мамун был вынужден снизить налоги и отменить жалование, которое получали арабы. Восстания были подавлены, но они вызвали новую демографическую катастрофу и привели к распаду Арабского халифата. (Трансформация CAb). Данные, приводимые в работах Е. Аштора и О. Г. Большакова[12] позволяют построить кривые цен на пшеницу (рис. 5, черные треугольники обозначают демографические катастрофы). Поскольку заработная плата остается устойчивой на протяжении длительных периодов, кривые цен являются зеркальным отражением кривых потребления, и циклы цен отражают циклы потребления и демографические циклы.

19. Второй цикл эпохи Аббасидов (830-930-е годы). Распад Арабского халифата сопровождался ослаблением центральной власти и государственного регулирования. Оживились частнособственнические отношения, земля стала беспрепятственно продаваться и постепенно сформировалась частнособственническая монархия. В начале X века мы наблюдаем Сжатие: разорение крестьян, рост крупного землевладения, рост городов, развитие ремесел и торговли. Сжатие привело к демографической катастрофе, к ужасному голоду и эпидемии чумы в 930-х годах. После этой катастрофы начался долгий период междоусобных войн и тюркских вторжений. В середине XI века страна была завоевана тюрками, которые стали военным сословием новой сословной монархии, султаната Сельджуков. (Трансформация AbCc)

20. Сельджукский цикл (1050 - 1150-е годы). Тюркские воины получили поместья с крестьянами и, несмотря на противодействие центральной власти, стали отягчать крестьянские повинности. В фазе Сжатия начались крестьянские восстания, восставшие исмаилиты использовали тактику индивидуального террора против тюркской знати. Убийства султанов и министров привели к ослаблению центральной власти, к междоусобнам войнам и распаду государства. В середине XII века багдадские халифы смогли отнять власть у тюрок и восстановить этатистскую монархию. (Трансформация CcB).

21. Цикл эпохи позднего Халифата (1160-1250-е годы). Цикл характеризуется господством этатистской монархии и значительным развитием государственного регулирования. В фазе Сжатия отмечаются восстания в городах. Цикл был прерван монгольским завоеванием. (Трансформация BCc). Данные, приводимые в работе О. Г. Большакова[13], позволяют построить кривую потребления (Рис. 6). График показывает количество литров пшеницы, которое мог купить рабочий на дневную зарплату. (Отличие в цифрах сравнительно с рис 4. объясняется тем, что при построении графика рис. 4 среди прочих учитывались также цены голодных лет, а при построении графика рис. 6 - только «нормальные цены»)

II. Циклы истории Египта.

1. Первый цикл Раннего царства (до правления фараона Мины). Для первых веков египетской истории (как и в Месопотамии) характерно существование городов-государств («номов»), однако сведений о распространении частной собственности не сохранилось. Фараону Мине приписывается основание этатистской монархии, опирающейся (как и в Месопотамии) на базис из государственно-храмовых хозяйств.

2. Второй цикл Раннего царства (от Мины до Хасехема). На протяжении этого цикла господствовала этатистская монархия. Цикл завершился междоусобной войной и демографической катастрофой в правление фараона Хасехема.

3. Цикл Древнего царства (III-VI династии). В начале цикла господствовала этатистская монархия, в фазе Сжатия отмечаются процессы приватизации государственно-храмовых хозяйств и разложение монархии. Цикл завершился восстаниями, гражданской войной и варварскими нашествиями. Катастрофа привела к падению этатистской монархии и возвращению к системе городов-государств, совмещающей монархический строй и принципы частной собственности. Необходимо отметить, что первые три египетских цикла недостаточно документированы, и выделение носит гипотетический характер.

4. Первый цикл Среднего царства (кон. XXII - нач. ХХ века до н. э.). Циклу предшествовал примерно столетний интерцикл. В фазе восстановления отмечается господство частнособственнических отношений. Цикл завершился восстаниями и попыткой установления этатистской монархии. (Трансформация отсутствует AbAb).

5. Второй цикл Среднего царства (нач. ХХ – нач. XVII вв. до н. э.). Цикл характеризуется сосуществованием монархии и частнособственнических отношений. В фазе Сжатия происходит усиление монархии и сокращение (или ликвидация) частного сектора экономики. Цикл был прерван варварским нашествием, Северный Египет был завоеван варварами. Катастрофа привела к гибели этатистской монархии и приватизации храмовых хозяйств. (Трансформация AbBAcb).

6. Цикл Нового царства (сер. XVI - сер. XII вв. до н. э.). Циклу предшествовал примерно столетний интерцикл (правление гиксосов). В начале цикла отмечается значительное развитие частнособственнических отношений. В фазе Сжатия происходит реставрация этатистской монархии и фараоны подчиняют храмовые хозяйства. Цикл заканчивается восстаниями и ливийскими вторжениями. Катастрофа привела к разрушению этатистской монархии и завоеванию страны ливийцами. (Трансформация AcbBAcc).

7. Саисский цикл (сер. VII- нач. V вв. до н. э.). Циклу предшествовал примерно четырехсотлетний интерцикл (период ливийских вторжений и междоусобиц). В начале цикла отмечается значительное развитие частнособственнических отношений. В фазе Сжатия происходит реставрация этатистской монархии. Сопротивляясь наступлению монархии, олигархия приглашает персидских царей, и персы завоевывают страну. Конфликт между олигархией и персидскими царями приводит к войне, к демографической катастрофе и к победе персидской сословной монархии. Персы становятся привилегированным военным сословием нового государства. Необходимо отметить параллелизм со вторым нововавилонским циклом в Месопотамии. (Трансформация AccBCc).

8. Персидский цикл (480-е – 330-е годы до н. э.). В фазе восстановления господствует персидская сословная монархия. В фазе Сжатия восстания египтян приводят к изгнанию персов и восстановлению этатистской монархии. Цикл был прерван новым персидским нашествием, за которым вскоре последовало македонское завоевание. (Трансформация CcBCc).

9. Первый птолемеевский цикл (330-е – 200-е годы до н. э.). Македоняне заменили персов в роли военного сословия сословной монархии. В фазе Сжатия снова начались восстания египтян, которые привели к гражданской войне и демографической катастрофе. Результатом кризиса было сглаживание сословного неравенства и восстановление этатистской монархии. (Трансформация CcB)

10. Второй птолемеевский цикл (190-е – 40-е годы до н. э). В течение этого цикла господствовала этатистская монархия. В фазе Сжатия снова начались восстания египтян. Отмечается постепенная приватизация военных поместий. Цикл завершился большим голодом, эпидемиями и римским завоеванием. (Трансформация BCc).

11. Римский цикл (30-е до н. э. – 170-е годы н. э.). В начале цикла господствовала сословная монархия, однако в результате приватизации военных поместий появился значительный частный сектор экономики. В фазе Сжатия развиваются отношения частной собственности, происходит постепенная приватизация государственных земель, появляется крупное землевладение. Цикл завершается мощным крестьянским восстанием, страшной эпидемией чумы и демографической катастрофой. Для трех циклов с III века до н. э. по III век н. э. данные, приводимые в работах Ф. Хайхельхайма и А. Джонсона[14] позволяют построить кривые потребления (рис. 7. черные треугольники обозначают демографические катастрофы) График показывают количество литров пшеницы, которое мог купить неквалифицированный рабочий на дневную зарплату. Падение потребления отражает рост демографического давления на протяжении каждого из трех циклов. Резкий рост потребления в 180-150-х годах и в 50-30-х до н. э. свидетельствует о сокращении численности населения, т. е. о произошедшей демографической катастрофе. Эти катастрофы фиксируются так же и по совокупности других признаков. (Трансформация CcAb)

12. Первый византийский цикл (300-е – 540-е годы). Циклу предшествовал более чем столетний интерцикл. Во время интерцикла произошла приватизация государственных земель, таким образом, в начале цикла господствовала частнособственническая монархия. В фазе Сжатия начались восстания и прозошло восстановление этатистской монархии. Цикл закончился эпидемической катастрофой, «великой чумой». (Трансформация AbB).

13. Второй византийский цикл (550-630-е годы). Цикл проходил в условиях господства этатистской монархии и закончился арабским завоеванием. Завоевание привело к установлению сословной монархии. (Трансформация BCc).

14. Цикл эпохи Омейядов (650-730-е годы). Установленные арабами тяжелые налоги ускорили новое Сжатие, которое сопровождалось крестьянскими восстаниями. Ужасный голод и эпидемия привели к демографической катастрофе. (Трансформация отсутствует CcC).

15. Первый цикл эпохи Аббасидов (730-830-е годы). Новое Сжатие привело к грандиозному восстанию и демографической катастрофе. Восстание было подавлено, но в результате распада Халифата Египет стал самостоятельным государством. (Трансформация отсутствует CC).

16. Второй цикл эпохи Аббасидов (830-960-е годы). Сжатие привело к ужасному голоду, к эпидемии чумы и демографической катастрофе. Во время этого кризиса Египет был завоеван исмаилитами из Туниса. Уравнительная идеология исмаилитов была реакцией народных масс на тяжесть налоговой эксплуатации; она была широко распространена в арабском мире, включая и Египет. Египтяне приветствовали приход тунисских исмаилитов, поэтому мы не расматриваем это вторжение как завоевание. Победа исмаилитов означала реставрацию этатистской монархии. (Трансформация CB).

17. Первый цикл эпохи Фатимидов (970-1060-е годы). На протяжении этого цикла господствовала этатистская монархия. Новое Сжатие снова привело к голоду, эпидемиям и к демографической катастрофе. (Трансформации нет BB). Для последних трех циклов данные, содержащиеся в упомянутых работах Е. Аштора и О. Г. Большакова, позволяют построить кривые потребления (рис. 8, отличие в цифрах сравнительно с рис 6. объясняется тем, что при построении графика рис. 7 среди прочих учитывались также цены голодных лет, а при построении графика рис. 7 - только «нормальные цены»).

18. Второй цикл эпохи Фатимидов (1070-1140-е годы). На протяжении этого цикла по-прежнему господствовала этатистская монархия. В середине XII века большой голод привел к новой демографической катастрофе в момент кризиса страна была завоевана тюрками. Тюркские воины получили поместья с крестьянами и стали привилегированным военным сословием новой сословной монархии. (Трансформация BCc).

19. Цикл эпохи мамлюков (1260-1340-е годы). Циклу предшествовал более чем столетний интерцикл (период усобиц и войн с крестоносцами). На протяжении цикла господствовала сословная монархия. В фазе Сжатия отмечается усиление центральной власти. Цикл заканчивается эпидемией “Черной Смерти”. (Трансформация отсутствует CcC).

III. Циклы истории Китая

1. Цикл эпохи Чжоу (до конца VI в. до н.э). Цикл начался с процесса первоначальной колонизации и поэтому продолжался значительно дольше обычного. В XVII-XVI веках до н. э. Северный Китай был завоеван пришедшими из Великой Степи племенами шан, в XI веке до н. э. - племенами чжоу. Завоеватели стали привилегированным военным сословием китайского общества, их знатные роды получили во владение обширные земли с крестьянами, и для эпохи Чжоу характерно существование феодальных поместий и частного землевладения при слабой центральной власти. Начавшееся в VI веке до н. э. Сжатие привело к восстаниям, гражданским войнам и породило несколько этатистских монархий, разделивших между собой территорию Северного Китая. (Трансформация AcB)

2. Цикл эпохи Чжанго (V – кон. III в. до н. э.). Хотя ранние китайские монархии иногда осуществляли передел земель, земля оставалась в частной собственности и продавалась. Наступившее в III веке до н. э. Новое Сжатие, принесло с собой разорение крестьян и развитие крупной земельной собственности. Недостаток пашен и тяжелые налоги Цинь Шихуана привели к восстаниям, демографической катастрофе и падению империи Цинь. (Трансформация BAb).

3. Цикл эпохи Старшая Хань (нач. II в. до н. э. – нач. I в. н. э.). Для начала цикла характерно сосуществование слабой монархии и частнособственнических отношений. В фазе Сжатия произошла реставрация этатистской монархии и монархия с помощью методов государственного регулирования старалась обеспечить крестьян землей. Однако дальнейшее Сжатие привело к новому развитию крупного землевладения, ослаблению монархии, разорению крестьян, к всеобщему восстанию и к демографической катастрофе. В конечном счете, следствием экосоциального кризиса стало возрождение этатистской монархии. (Трансформация AbBAbB).

4. Цикл эпохи Младшая Хань ( 40-е – 180-е гг.). Новая этатистская монархия обеспечила крестьян землей, но не ограничила их прав собственности. В фазе Сжатия развитие частнособственнических отношений привело к разложению монархии, разорению крестьян и к новому всеобщему восстанию. В конце концов, экосоциальный кризис возродил этатистскую монархию. (Трансформация BAbB). Для этого цикла имеются данные о численности населения (рис. 9). Из графика видно, что рост населения, в основном, следовал логистическому закону. В 180-190-х годах произошла демографическая катастрофа, затем начался период войн, и к середине III века, если верить официальным переписям, население уменьшилось в пять раз.

5. Цикл эпохи Цзинь. (260 – 320-е годы). На протяжении цикла господствовала этатистская монархия. Была введена государственная собственность на землю и система наделения крестьян равными участками земли. Цикл был прерван нашествием кочевников, кочевники-сяньби стали привилегированным военным сословием новой сословной монархии. (Трансформация BCc).

6. Цикл эпохи Вэй (400 – 540-е гг.). Циклу предшествовал 80-летний интерцикл – время междоусобных войн и варварских нашествий. В начале цикла господствовала сословная монархия. В фазе Сжатия имела место реставрация этатистской монархии. Однако восстание военного сословия привело к демографической катастрофе и возврату к сословной монархии. (Трансформация CcBC).

7. Цикл эпохи Суй (540-е – 620-е гг.). В начале цикла господствовала сословная монархия. В фазе Сжатия большая крестьянская война привела к демографической катастрофе и восстановлению этатистской монархии. (Трансформация CB).

8. Первый цикл эпохи Тан ( 630-е – 750-е гг.). Для этого цикла имеются данные о численности населения (рис. 10). Из графика видно, что рост населения, в основном, следовал логистическому закону. В 755-762-х годах произошла демографическая катастрофа, погубившая 3/4 населения. (Трансформация BAb).

9. Второй цикл эпохи Тан (760-е – 880-е гг.). На протяжении этого цикла господствовала этатистская монархия. Хотя существовала надельная система, в фазе Сжатия малоземельные крестьяне были вынуждены продавать свои наделы. Ослабление центральной власти привело к военным мятежам, гражданской войне и демографической катастрофе. Кризис привел к отмене надельной системы и распространению частнособственнических отношений. (Трансформация отсутствует: AbAb).

10. Цикл эпохи Сун (950-е – 1120-е гг.). Циклу предшествовал примерно семидесятилетний интерцикл. В фазе Сжатия монархия осуществила энергичные реформы с целью понижения демографического давления. Освоение новых земель значительно расширило экологическую нишу Китая – начался новый период внутренней колонизации и население снова стало расти. С исчерпанием ресурсов целинных земель в начале XII века снова начиналось Сжатие. Таким образом, кривая роста населения в эпоху Сун состоит из двух «склеенных» логистических кривых (Рис. 11). Этот пример показывает роль технических инноваций, которые расширяют экологическую нишу и выводят логистическую кривую на новый уровень. Цикл был прерван нашествием кочевников, которые завоевали Северный Китай. (Трансформация AbCc для Северного Китая, в Южном Китае подолжался сунский цикл).

11. Цикл эпохи Цзинь на севере Китая (1140-е -1210-е годы). В начале цикла господствовала сословная монархия. В фазе Сжатия произошло восстановление этатистской монархии. Цикл был прерван монгольским нашествием. (Трансформация CcBCc для Северного Китая, в Южном Китае продолжался сунский цикл).

12. Цикл эпохи Юань (1260-е -1350-е годы). Циклу предшествовал полувековой интерцикл - период монгольского завоевания. В Северном Китае на протяжении этого цикла господствовала сословная монархия. В Южном Китае завоевание не сопровождалось потрясениями и существенным изменением социальной системы; монархия сосуществовала здесь с развитыми частнособственническими отношениями (то есть продолжался сунский цикл). В фазе Сжатия крестьянская война слилась с национально-освободительным восстанием, что привело к изгнанию монголов и восстановлению этатистской монархии. (Трансформация CcB для Северного Китая и AbB для Южного Китая).

13. Цикл эпохи Мин (1360-е- 1640-е годы). В начале цикла господствовала этатистская монархия. В фазе Сжатия отмечается продажа земель разоренными крестьянами и формирование помещичьего землевладения. Цикл завершается грандиозным крестьянским восстанием, однако помещики призвали на помощь маньчжур, которые завоевали Китай. (Трансформация BAbAcc).

IV. Циклы истории Индии.

В Индии ввиду слабой документированности древнего периода истории можно выделить лишь четыре демографических цикла.

1. Первый цикл эпохи Делийского султаната (1250 – 1340-е годы). Цикл начался после мусульманского завоевания Индии. Мусульманские воины стали привилегированным военным сословием основанного завоевателями государства; это государство копировало основные черты мусульманских сословных монархий. В начале XIV века под давлением наступавших монголов султан Ала уд-дин провел реформы, целью которых было копирование порядков персидско-монгольской этатистской монархии. Этот пример показывает, что военное давление может заменять демографическое давление и этатистская монархия может распространяться путем копирования. В 1340-х годах высокие налоги привели к большому голоду, эпидемиям и к демографической катастрофе. Результатом катастрофы и восстаний было ослабление монархии. (Трансформация CcBcAc, Bc означает копирование этатистской монархии) .

2. Второй цикл Делийского султаната (1350 – 1390-е годы). Ослабление государства открыло страну для завоевателей. В 1399 году Дели был завоеван армией Тимура. Вместе с этой армией в Индию пришли афганские племена, которые разделили страну на феодальные княжества. (Трансформация Ac Dc).

3. Афганский цикл (1450-1550-е годы). Более полувека продолжались междоусобные войны, затем Северная Индия была объединена династией Лоди. В середине XVI века военное давление и копирование привели к восстановлению этатистской монархии. (Трансформация DcAcBc).

4. Цикл эпохи Великих Моголов (1570-е-1710-е годы). На протяжении цикла господствовала этатистская монархия. В XVII веке впервые в истории Индии появилась проблема нехватки земель, затем началось Сжатие, которое сопровождалось разорением крестьян, а также восстаниями крестьян и национальных меньшинств. Крестьяне не могли платить налоги и финансовый кризис привел к ослаблению государства; это ослабление повлекло за собой сепаратизм провинций и отсутствие средств для сопротивления внешним врагам. В конце концов, нашествие Надир-шаха привело к падению империи; после долгого периода междоусобных войн Индия была завоевана англичанами. (Трансформация BcCc). На рис. 12 показано падение уровня потребления в эпоху Моголов. Необходимо отметить, что вопрос о причинах кризиса и распада могущественной империи Моголов до сих пор является предметом дискуссии[15]. На наш взгляд, кривая потребления красноречиво свидетельствует о том, что гибель Империи была вызвана экосоциальным кризисом, завершившим демографический цикл XVI-XVII веков.

***

Теперь мы можем обобщить данные о социально-политических трансформациях на протяжении циклов.

Мы имеем последовательность трансформаций для Шумера и Вавилонии (номер цикла указан в скобках):

Ia) AB(1)-BAc(2)-AcBAbc(3)- AbcB(4)-BAcc(5)-Acc Acc(6)-Acc Acc(10)-Acc BCc(11)

Последовательность трансформаций для Ассирии и поздней Месопотамии:

Ib) AAb(7)-AbB(8)-BCc(9)-CcAcCc(12)-CcAcDc(13)-DcAc(14)-AcB(15)-BCc(16)-CcC(17)- CAb(18)-AbCc(19)-CcB(20)-BCc(21)

Последовательность трансформаций для Египта (мы отмечаем трансформации, начиная с четвертого цикла, так как три первых цикла египетской истории недостаточно документированы):

II)AbAb(4)-AbBAcb(5)-AcbBAcc(6)-AccBCc(7)-CcBCc(8)-CcB(9)-BCc(10)-CcAb(11)-AbB (12)- BCc (13)-CcC (14)-CC(15)-CB(16)-BB(17)- BCc(18)-CcC(19)

Последовательность трансформаций для Северного Китая:

III) AcB (1)-BAb(2)-AbBAbB(3)-BAbB(4)-BCc(5)-CcBC(6)-CB(7)-BAb(8)-AbAb(9)-AbCc(10) -CcBCc(11)-CcB(12) -[AbB(10a) для Южного Китая]-BAbAcc(13)

Последовательность трансформаций для Северной Индии:

IV) CcBcAc (1)-Ac Dc(2)-DcAcBc(3)-BcCc(4).

В общей сложности в этих последовательностях имеется 55 циклов. 27 циклов (около половины) завершились завоеванием страны внешними врагами; это означает что завоевание было естественным результатом кризиса в конце цикла. Но мы желаем исследовать естественное развитие, абстрагируясь от внешних влияний, таких как завоевание. Для этой цели мы удалим из последовательностей циклы, завершившиеся завоеваниями, за исключением сложных циклов, имеющих внутренние трансформации. В сложных циклах мы заменим последнюю букву, означающую результат завоевания, точкой.

Ia.1) AB(1)--AcB.(3)-AbcB(4) -- Acc B.(11)

Ib.1) AAb(7)-AbB(8)--CcAc.(12)-CcAc.(13)-DcAc(14)-AcB(15)--CcC(17)- CAb(18)--CcB(20)

II.1)AbAb(4)-AbB.(5)-AcbB.(6)-AccB.(7)-CcB.(8)-CcB(9)--CcAb(11)-AbB(12)--CcC(14)-CC(15)-CB(16)-BB(17)--CcC(19)

III.1) AcB(1)-BAb(2)-AbBAbB(3)-BAbB(4)--CcBC(6)-CB(7)-BAb(8)-AbAb(9)--CcB.(11)-CcB(12) -[AbB(10a) для Южного Китая]-BAb.(13)

IV.1) CcBcAc (1)--DcAc.(3).

Мы хотели бы видеть направление эволюции в циклах, которые начались в условиях частнособственнических отношений. Для этого мы оставим в последовательностях лишь те циклы, которые начинаются с буквы А.

Ia.2) AB(1)--AcB.(3)-AbcB.(4) --Acc B.(11)

Ib.2) AAb(7)-AB(8)---AB(15)
II.2)AbAb(4)-AbB.(5)-AcbB.(6)-AccB.(7)---AbB(12)
III.2) AcB(1)-AbBAbB(3)--AbAb(9)--[AbB(10a) для Южного Китая]

Таким образом, мы имеем 16 циклов, которые начались в условиях частнособственнических отношений. 13 из этих циклов породили этатистскую монархию (один из циклов дважды). Три цикла не привели к изменению социальной системы, но нужно отметить, что в двух из них (Ib7 и II4) имели место попытки установления этатистской монархии, а третий цикл (III9) завершился мощным крестьянским восстанием. Как бы то ни было, этатистская монархия восторжествовала в циклах, непосредственно следующих за этими тремя циклами. Таким образом, мы видим, что результатом классического демографического цикла является установление этатистской монархии. Это подтверждает наши теоретические предсказания и тезис Альфреда Сови. Но в то же время необходимо отметить, что лишь в 6 из 13 циклов этатистская монархия была установлена непосредственно в результате крестьянских восстаний в фазе экосоциального кризиса (эти случаи подчеркнуты). В остальных 7 случаях этатистская монархия была установлена “сверху” в фазе Сжатия, что, по-видимому, следует рассматривать как возвращение монархии к уже сложившимся традициям государственного регулирования в условиях начинающегося кризиса.

Борьба между частнособственническим обществом и этатистской монархией на Ближнем Востоке происходила в глубокой древности и закончилась победой монархии. В Китае социальные революции происходили позже, вплоть до XX века. Вероятно, это объясняется тем, что история Китая началась на две тысячи лет позднее и насчитывает меньшее число циклов. В Индии нехватка земли стала ощущаться только в XVII веке, и проблема частной собственности до этого времени не была существенной.

Какова была судьба этатистской монархии? Выберем из последовательностей Ia.1-IV.1 циклы, начинающиеся с буквы B (а также сложные циклы).

II.3) BB(17)

III.3) BAb(2)- AbBAbB(3)-BAbB(4)-- CcBC(6)--BAb(8)--BAb(13)

Таким образом, в Китае имели место трансформации этатистской монархии в общество с развитой частной собственностью. Обычно такие трансформации происходили в фазе Сжатия и были результатом постепенного разложения монархии. Два раза (циклы III6 и III8) этатистская монархия пала в результате мятежей военного сословия. Характерно, что во всех случаях, за исключением танского, этатистская монархия была восстановлена либо в этом же цикле, либо в следующем, в результате крестьянских восстаний. На Ближнем Востоке этатистская монархия была стабильна, она разрушалась лишь в результате завоеваний. Посмотрим, каковы были результаты этих завоеваний. Выберем из последовательностей Ia-IV циклы, которые начинаются с буквы B и заканчиваются завоеваниями (a так же сложные циклы).

Ia.4) BAc(2)-AcBAbc(3)--BAcc(5)-- Acc BCc(11)

Ib.4) BCc(9)---BCc(16)---BCc(21).

II.4)AbBAcb(5)-AcbBAcc(6)-AccBCc(7)-CcBCc(8)--BCc(10)--BCc (13)---BCc(18)

III.4) BCc(5)--CcBCc(11)

IV.4) BcCc(4).

Имеется 5 случаев, когда в результате завоевания этатистская монархия трансформировалась в общество с развитой частной собственностью. Но эти случаи относятся к глубокой древности, к эпохе до появления кавалерии. После появления кавалерии стала возможной специализация сословий и завоеватели становились специализированным сословием воинов-кавалеристов. В 12 случаях имела место трансформация этатистской монархии в сословную монархию и именно эта трансформация определяла судьбу подавляющего большинства этатистских монархий.

Какова была судьба сословной монархии? Выберем из последовательностей Ia-IV циклы, начинающиеся с буквы C.


Ib.5) CcAcCc(12)-CcAcDc(13)--CcC(17)- CAb(18)--CcB(20).

II.5) CcBCc(8)-CcB(9)--CcAb(11)--CcC (14)-CC(15)-CB(16)--CcC(19)

III.5) CcBC(6)-CB(7)--CcBCc(11)-CcB(12)

IV.5) CcBAc (1).

Мы имеем 4 цикла, когда сословная монархия оказывалась стабильной: в этих циклах военному сословию удавалось подавлять крестьянские восстания. В 4 случаях разложение сословной монархии приводило к приватизации поместий и формированию общества с развитой частной собственностью. Наконец, в 9 циклах сословная монархия трансформировалась в этатистскую монархию. В 5 из 9 случаев эта трансформация была результатом крестьянских восстаний (эти случаи подчеркнуты) и 4 случаях это был результат возвращения к традициям государственного регулирования в условиях начинающегося кризиса. Таким образом, основным направлением развития сословной монархии была трансформация в этатистскую монархию. Следовательно, мы имеем возвратный процесс, завоевание трансформирует этатистскую монархию в сословную монархию, а Сжатие, реформы и революции приводят к обратной трансформации.

Таким образом, мы видим, что Сжатие порождает этатистскую монархию. В ранний период истории Ближнего Востока нашествия варваров разрушали эту монархию и возвращали общество к господству частнособственнических отношений, но в следующих циклах этатистская монархия возрождалась. В средние века варвары становились привилегированным военным сословием и трансформировали этатистскую монархию в сословную монархию. Но в следующих циклах Сжатие приводило к обратной трансформации.

В отличие от Ближнего Востока, в Китае в некоторых случаях происходило разложение этатистской монархии, и в фазе Сжатия развивались отношения частной собственности. Но в этом же или в следующем цикле Сжатие вызывало крестьянские восстания и восстановление этатистской монархии.

В Индии демографическое давление стало определять развитие общества только в конце могольского цикла. В условиях низкого давления социальная система формировалась в значительной мере под воздействием внешних факторов.

В заключение необходимо подчеркнуть, что теория демографических циклов описывает развитие допромышленного общества. Промышленные и технологические революции двух последних столетий означали резкое расширение экологической ниши; подобно тому, как это было в эпоху Сун, логистическая кривая стала подниматься на новый уровень, и пока неясно, когда вновь скажут свое слово ограничения, накладываемые природными ресурсами. Более того, падение рождаемости в ходе так называемого «демографического перехода» указывает на существенные перемены в механизме популяционного роста. Эти перемены ставят под вопрос саму суть теории демографических циклов. Эммануэль Леруа Ладюри на последней странице своей знаменитой книги[16] назвал Мальтуса «пророком прошлого» - его теория объясняет прошлое, но она не в состоянии предсказать будущее.

--------------------------------------------------------------------------------

Примечания

[1] См. Pearl R. The biology of population growth. N. Y. 1926.

[2] W. Abel. Bevolkerungsgang und Landwirtschaft im ausgehenden Mittelalter im Lichte der Preis- und Lohnbewegung //Schmollers Jahrbucher. 1934; Bd. 58; Idem. Agrarkrisen und Agrarkonjunktur in Mitteleuropa vom 13. bis zum 19. Jahrhundert. Berlin, 1935. Postan M. Revision in Economic History: the Fifteenth Century // The Economic History Review. 1939. Vol. 9. № 2; Idem. Same Economic Evidence of Declining Population in the Later Middle Ages // The Economic History Review. Ser. 2. 1950. Vol. 2, № 3; Idem. Essays on medieval agriculture and general problems of medieval economy. Cambridge, 1973.

[3] Braudel, F. Civilisation materielle, economie et capitalisme XVe -XVIIIe siecle. T. 1. Paris, 1966; Idem. L’identite de la France. Les hommes et les choses. Paris, 1986; Cameron R. A. Concise Economic History of World. N. Y., Oxford, 1989; Ladurie, Le Roy E. Les paysans de Languedoc. P., 1966. T. 1-2.

[4] Бродель Ф. Время мира. М., 1992. С. 533; Cameron R. Europe’s Second Logistic. // Comparative studies in Society and History. 1970. Vol. 12. P. 457.

[5] Нефедов С. А. О законах истории и математических моделях// Известия Уральского государственного университета. 2000. №. 15. С. 15-23; Он же. Опыт моделирования демографического цикла //Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер». 2002. № 29. С. 131-142.

[6] Нефедов С. А. Метод демографических циклов// Уральский исторический вестник. 2001. №7. С. 93-107.

[7] Сови А. Общая теория населения. Т. 1. М., 1977. С. 6.

[8] Нефедов С. А. О демографических циклах в истории Древнего Египта. Екатеринбург: Урал. гос. тех. ун-т, 1999. Рукопись депонирована в ИНИОН РАН 26.08.99. № 54930; Нефедов С. А. О демографических циклах в истории средневекового Китая Екатеринбург: Урал. гос. тех. ун-т, 1999. Рукопись депонирована в ИНИОН РАН 26.08.99. № 54932; Нефедов С. А.О демографических циклах в истории Вавилонии. Екатеринбург: Урал. гос. тех. ун-т, 1999. Рукопись депонирована в ИНИОН РАН 26.08.99. № 54930; Нефедов С. А.О демографических циклах в истории Индии Екатеринбург: Ин-т истории и археологии УрО РАН, 2001. Рукопись депонирована в ИНИОН РАН 14.03. 01. № 556324. (Эти работы размещены на сайте http://hist1.narod.ru).

[9] Этот термин был предложен Л. С. Васильевым в монографии: Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайского государства. М., 1983. С. 56.

[10] Материалы обсуждения этой проблемы см.: Якобсон В.А. Проблемы изучения истории государства и права на Древнем Востоке // Народы Азии и Африки, 1984, № 2-3.

[11] Dubberstein W. H. Comparative prices in later Babilonia (625-400 b. c.) // The American Journal of Semitic Languages and Literatures. 1939. Vol. 56.; Дандамаев М. А. Рабство в Вавилонии. М., 1974.

[12] Ashtor E. A social and economic history of the Near East in the Middle Ages . London, 1976; Ashtor E. Histoire des prix et des salaires dans l’ Orient Medieval. P. 1969; Большаков О. Г. Средневековый город Ближнего Востока. М., 1984.

[13] Большаков О. Г. Op. zit.

[14] Heichelheim Fr. Wirtschaftliche Schwankungen der Zeit von Alexxander bis Augustus. Jena, 1930. S. 118-125.

Johnson A. Ch. Roman Egypt to the Reign of Diocletian. Baltimore, 1936.

[15] Habib I. The Agrarian system of Mughal India (1556-1707). Bombey, 1963. P. 317-350.

[16] Ladurie, Le Roy E. Les paysans de Languedoc. P., 1990. P. 370.



это контент от Ритмы истории
( http://xrh.ru/e107_plugins/content/content.php?content.38 )